Как правильно брать интервью

Один из самых распространённых жанров журналистского творчества – это интервью. Открывая любую газету, любой журнал, вы наверняка наткнётесь на интервью. Включив телевизор и остановившись на новостном выпуске, вы увидите множество видеоинтервью. Документальные фильмы также, как правило, строятся на серии интервью, а не только на закадровом голосе ведущего. В этой статье МирСоветов рассказывает, как правильно брать интервью, какие подводные камни существуют в работе журналиста, интервьюирующего кого-либо, даёт советы, какую методику использовать в том или ином конкретном случае.

Немного теории

Остановимся на трёх основных функциях журналистики, позволяющих донести результаты интервью до читателей. Это, прежде всего:

  • информирование. Интервью должно быть информативным, т. е. содержащим ряд интересных фактов, новых вопросов и ответов, иначе сам смысл интервьюирования теряется;
  • идеологическая функция (т. е. пропаганда ценностей, принятых в конкретный период). Она будет обязательно присутствовать, пусть даже и в завуалированной форме;
  • функция воздействия, когда журналист. который берёт интервью, сознательно вовлекает аудиторию в процесс выработки положительного/отрицательного отношения к тому, что происходит.

Интервью рассматривается как комплексный жанр, который включает познавательную, ценностно-осмыслительную и художественную деятельность. Познавательная деятельность определяет такое качество текста интервью как документальность (именно в познании, информировании, проявляется общественный смысл или сущность журналистики). Ценностно-осмыслительная (идеологическая) деятельность предполагает то, что на всех этапах своей деятельности по созданию интервью журналист пребывает в ситуации ценностного переосмысления собственной деятельности (замысел интервью, сбор информации об интервьюируемом человеке, концепция и анализ интервью, воплощение в языковой форме, обработка данных). Журналист соотносит информацию, полученную от интервьюируемого человека, с ценностями аксеосфер (система ценностей в определённой иерархии), – этот процесс неизбежен. Относительно воздействующей функции стоит сказать, что журналистика, смыкаясь с художественной деятельностью, опирается на её творческие ресурсы и пользуется ими. Т. е. реальные чувства и диалог журналиста и интервьюируемого человека получают дополнительные эмоционально-образные добавки.

Журналист в случае с интервью пытается исключить себя из созданной картины, т. е. максимально снизить свою роль в процессе, предоставив свободу действий интервьюируемому, чтобы придать работе объективный оттенок.

Интервью как метод сбора информации

В качестве теоретической базы можно использовать следующие научные труды для понимания данного вопроса: «Не могли бы вы рассказать…» Т. Шумилиной (Москва, 1978-ой год) – в этой книге излагаются основы интервьюирования, «Ради единого слова» В. Аграновского (это научный труд, опубликованный в сборнике «Вторая древнейшая» — Москва, 1975-ый год), «Вечная исповедь» С. Муратова (Москва, 1987-ой год), также работы «Телевизионное знакомство» (О. Урмас) и «Кисло-сладкая журналистика» (М. Понопольский).

Классификация интервью зависит от степени стандартизации интервью (стандартизация – предварительная проработанность интервью, наличие готовых вопросов и предположения по ответам).

Строго стандартизованное интервью вообще может предполагать отправку вопросов по электронной почте тому, кого предполагается интервьюировать. Ответы также приходят по электронной почте. Интервью есть, а живого контакта так и не состоялось. В строго стандартизированном интервью формулировка вопросов и их последовательность не предполагает отступлений от «общего плана». Обычно такое интервью используется при контакте с официальными лицами, политиками, дипломатами, поп-звёздами (при таком интервью журналист гонится, в первую очередь, за объёмом получаемой информации, а не за её качеством). По строгим рамкам такое интервью можно сравнить с анкетой. Читатели МирСоветов должны понимать, что при таком интервью не стоит рассчитывать на то, что интервьюируемый человек будет делиться с вами какими-то откровениями.

Некоторые журналисты, если беседа уклоняется из «стандартного» русла, начинают прибегать к перефразировке вопросов, меняют их местами. На выходе получается полустандартизованное интервью. Обычно официальные лица отвечают на вопросы «по шаблону»: в стране всё хорошо, в моей компании всё хорошо, на переговорах всё было хорошо, встреча была удачной, работники получат премии, результаты соревнований следует признать положительными и т. п. Если же «официальное лицо» начинает говорить не «по шаблону», то возникает прецедент полустандартизованного интервью, более интересного читателю и изданию. Вообще, если вы свободный журналист (т. е. не состоите в штате какого-либо издания), то рассчитывать на то, что ваше интервью с кем бы то ни было купят, не нужно. Ваше интервью, которое не запланировано изданием, купят только в том случае, если вопросы будут «позабористее», как говорят редакторы. Так произошло с моим интервью: я интервьюировал Олега Судакова (он же Манагер, экс-гитарист «Гражданской обороны», один из организаторов проекта «Коммунизм», лидер рок-группы «Родина», «дедушка» сибирского панка), но, поскольку все вопросы были исключительно рок-тематики, материал не был принят редактором «Нового обозрения» В. В. Пироговым (г. Омск). Кроме стандартизованных видов существует ещё и т. н. «свободное» интервью. когда вопросы не составляются заранее и полученная информация – смесь откровений и незапланированных ответов. В журналистской среде таких журналистов, способных свободно ориентироваться по ходу интервью и не теряться, получая самые «странные» ответы, называют «беседчиками». Например, считается, что трудно взять интервью у Михаила Горшенёва (участник рок-группы «Король и шут»), поскольку он достаточно специфически общается и не отвечает на вопросы типа «Как вы стали знаменитым?» и «Что такое панк-рок, по вашему мнению?». Для того чтобы взять интервью у Михаила Горшенёва, нужно быть либо его другом, либо разбираться в панк-тусовке не хуже, чем он, что не является обязанностью любого журналиста, конечно же. У меня был подобный опыт: я брал интервью у Александра Чеснакова (участник рок-группы «Коллекция бабочек», экс-гитарист «Гражданской обороны»), которого также достали по ходу карьеры вопросы типа «как вы стали знаменитым». Наше интервью происходило на репетиционной базе «Коллекции бабочек», я иногда задавал вопросы (время интервьюирования совпало с годовщиной смерти Егора Летова, 19 февраля, товарища А. Чеснакова по творчеству, так что вопросов, исходя из сложившихся обстоятельств, было много). Для меня совпало несколько факторов, сделавших интервью удачным: во-первых, обстановка, располагавшая к беседе, А. Чеснаков чувствовал себя расслабленно в пределах студии, налил мне кофе, постоянно смеялся. Тут же его товарищи по группе, отвлекаясь от инструментов, иногда подходили, вставляли свои реплики в разговор. Во-вторых, я не готовил вопросы заранее, поскольку абсолютно знал тему: я являюсь давним поклонников творчества «Гражданской обороны» и «Коллекции бабочек», так что «глупых вопросов» не возникало. Я спрашивал об интересных только мне аспектах творчества рок-групп, поэтому интересно было и мне спрашивать, и А. Чеснакову – отвечать (плюс учтите тот факт, что ему нужно было как-то развлекаться во время репетиции). В итоге получилось очень качественное «свободное» интервью. Однако я учитывал и тот факт, что материал удастся продать только в специализированное музыкальное издание.

Классификация вопросов интервью

Приведём классификацию вопросов интервью, которую должен знать любой журналист, как опытный и начинающий. По форме вопросы делятся на открытые и закрытые.

Открытый вопрос предполагает наличие темы и предмета (к примеру, вопрос директору компании: «Какова заработная плата работников низшего звена в вашей компании?»). Такие «открытые» вопросы задаются с тем, чтобы получить максимум информации от респондента. Закрытые вопросы (вопрос тому же директору предприятия: «Экономический кризис в стране поспособствовал тому, что зарплаты работников низшего звена на вашем предприятии такие низкие?») носят характер уточняющих по отношению к ответам респондента.

По функции в интервью вопросы делятся на:

  • основные (подготавливаются заранее, даже в случае «свободного» интервью журналист держит их в голове, так как они приносят основной массив информации);
  • зондирующие (т. е. уточняющие, они конкретизируют основные вопросы, иногда ими разбивается основной вопрос на несколько вопросов, чтобы респонденту было легче отвечать);
  • контрольные (с помощью этих вопросов журналист узнаёт, обладает ли респондент той информацией, которую хочет получить). Также с помощью контрольных вопросов проверяется на достоверность весь массив полученной информации.

Существует также такая классификация вопросов интервью, которая делит их на личные (вопрос напрямую относится только к респонденту, касается аспектов его личности), безличные и наводящие. Последние задаются только в критических случаях, их количество должно быть минимальным: журналист должен помнить, что ему не следует делать подсказки, а воспринимать ответы как дополнения к основной информации.

Стадии процесса интервьюирования

Самая значительная стадия, составляющая процесса интервью, определяющая успех дальнейшего разговора – начальная, которая включает:

  • создание благоприятного образа интервьюера (т. е. журналист должен произвести наиболее благоприятное впечатление на респондента);
  • создание правильного представления о целях и задачах интервью (иногда респондента следует успокоить, что вы журналист не из «жёлтого издания», гонящегося за скандалами и интригами, а из специализированного музыкального издания, к примеру);
  • создание представления о правах и обязанностях респондента (т. е. о его роли в ходе интервью, например, респондент может не отвечать на некоторые вопросы, если не хочет, но в его же интересах давать достоверную информацию о своей личности или о компании, если это интервью с директором предприятия).

Процесс создания образа интервьюера довольно сложен: в обществе сложились устойчивые типы журналиста-интервьюера. Например, образ легкомысленного, надоедливого, поверхностного человека. Журналистов из-за их обособленности часто считают «кастовыми» людьми (т. е. обособленными), из-за этого порой не клеится беседа. Иногда журналистов воспринимают как официальных представителей редакции издания, из чего заключают, что держаться с ними также нужно официально. Зачастую считается, что своими «разоблачающими» материалами журналисты не столько помогают «униженным и оскорблённым», сколько вредят им. Отсюда рекомендация для читателей МирСоветов, которые связывают свою будущую или настоящую жизнь с журналистикой: сразу определяйте, в рамках какого стереотипа воспринимают вас как журналиста, соответствует ли это восприятие конкретному случаю (и целям интервью), при необходимости старайтесь расширить представление респондента о себе.

Перечислим также мотивы, по которым человек может участвовать в интервью: желание быть популярным (или просто появиться на ТВ или страницах газет), желание выговориться, желание что-либо исправить или кого-либо наказать.

Помните о мотивах, которые могут противодействовать течению вашего интервью, старайтесь их избегать: цель интервью кажется малозначительной, содержание – неинтересным; цели интервьюируемого идут вразрез с целями журналиста; взаимоотношения с журналистом лишены положительного смысла в силу предубеждения.

Обратимся к созданию представления о роли интервьюируемого человека в беседе. Для этого существует несколько несложных журналистских приёмов. Сначала задаются несложные вопросы (способствуют преодолению психологического барьера). Беседу нужно разворачивать постепенно, т. е. переходить от простого к сложному, плюс дать респонденту понять, что его роль в интервью – пассивная, ведущим «игроком» является именно журналист (в противном случае вы получаете ту информацию, которую хочет дать респондент, а не ту, которую вы хотите получить).

Перечислим причины «провального» ведения беседы. Это, во-первых, неуверенное ведение беседы, частые запинки, в общем и целом – это неправильная постановка голоса, т. е. косноязычие. Голос – одно из главных орудий журналистской деятельности (это не относится только к ТВ и радио). Во-вторых, это поверхностные, скучные (тривиальные) вопросы, от которых засыпает не только респондент, но и сам журналист. В-третьих, взрывная личность старается перетянуть «одеяло» на себя. Я убедился в этом на личном примере, когда брал интервью у Евгения Филатова (он же «Джефф», представитель первого омского Рок-клуба), когда я постоянно терял нить беседы, а респондент сбивался на личные воспоминания. В-четвёртых, провал интервью случается, если журналист не знает цели интервью, недостаточно хорошо к нему подготовился.

Следует помнить, что если лидирование в интервью перешло к респонденту, то необходимо, например, изменить своё местоположение, а затем прервать монолог респондента резким изменением хода беседы.

После завязки и развития беседы наступает финальная стадия интервью – заключение беседы.

Во время интервью необходимо наблюдать, т. е. фиксировать сведения в ходе беседы. Для этого подойдут все три основных метода: блокнот, диктофон, память. Когда я не взял диктофон на беседу с Олегом Судаковым, он очень удивился этому и сказал, что я могу неправильно передать его мысли. Александр Чеснаков, напротив, был удивлён, что я записываю его ответы на диктофон, сказав по этому поводу, что 50 процентов той информации, которую он мне дал – информация «между нами говоря», а потому я могу особенно заморачиваться с точной передачей его монологов (по его мнению, лучший инструмент в работе журналиста-интервьюера – это его память). В заключение хотелось бы сказать, что интервью – довольно высоко оплачиваемый тип материала в журналистике. Это при том, что от вас не требуется ничего другого, кроме как подготовиться к интервью и расшифровать аудиозапись после самой беседы. Плюс сделать фотографии: и вот материал готов. За полосу интервью даже в средних региональных изданиях платят 1500-2500 рублей. В то время как на написание качественной статьи у вас порой уходит 3-4 дня, интервью – это 3-4 часа и гарантированный хороший гонорар. К тому же это хорошее подспорье в деле поиска контактов: когда вы возьмёте несколько сотен интервью и у вас будет большой опыт в этом деле, у вас появится также большая база под названием «С кем я беседовал», в том числе в этой «базе» наверняка будет несколько знаменитостей. Работа журналистом имеет много плюсов, таких, как пропуск в любую тусовку. Для того чтобы взять интервью и стать частью тусовки рок-группы «БИ-2», например, вам стоит позвонить их пресс-атташе или директору по связям с общественностью и договориться об интервью. Поверьте, люди из шоу-бизнеса нуждаются в раскручивании своих персон не меньше, чем аудитория интересуется информацией о них.