Рекомендации журналисту, освещающему события, происходящие в общественном месте

По общему правилу любой человек имеет право доступа в общественное место. К общественным местам относятся: здания, сооружения, территории, природные объекты или пространство потенциального местонахождения людей, которые могут свободно взаимодействовать. В частности, типичными разновидностями общественных мест являются улицы, стадионы, парки, общественный транспорт, предприятия торговли, дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры), пляжи. Не относятся к общественным местам (в силу отсутствия признака общедоступности) режимные учреждения. Не всегда к таким могут быть отнесены детские образовательные учреждения и медицинские учреждения, в силу наличия в определенных случаях особого регулирования доступа в помещения этих учреждений (например, школы или палаты реанимации больниц), а также особого режима распространения информации о детях (ст.152.1 ГК РФ, ст. 41 Закона о СМИ) и медицинской тайны.

При этом освещение журналистами любого массового мероприятия, в особенности массовых акций протеста (вне зависимости от их согласованности с властями), является зоной повышенной опасности, журналисту особенно важно помнить о своих профессиональных правах и обязанностях. Это не только снизит профессиональные риски, поможет журналисту сориентироваться в сложной ситуации, но иногда и избежать проявления агрессии и насилия по отношению к себе.

Вот несколько рекомендаций / напоминаний:

  • Журналист во всех случаях имеет право посещать, производить съемку в общественных местах. Любые ограничения права на доступ к информации, находящейся в общественных местах, в местах большого скопления граждан, могут быть установлены только на уровне РФ и должны быть приняты Законом РФ. Никакие подзаконные нормативные акты не могут ограничивать право, установленное ст. 29 Конституции и ст. 47 Закона о СМИ. Никакие приказы руководителей коммерческих предприятий в принципе не могут ограничивать право на доступ к информации в общественном месте, установленное на уровне федерального Закона и такие ограничения являются незаконными.
  • Журналист имеет право « посещать специально охраняемые места <…>массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, <…> присутствовать на митингах и демонстрациях” (п.7 ч.1 ст. 47 Закона РФ о СМИ ).
  • Никакой аккредитации или предварительного согласования с органами власти и местного самоуправления, полицией, организаторами или владельцами помещений предприятий, относящихся к общественным местам (рынки, супермаркеты, стоянки, парки и т. д.) не требуется для посещения и его освещения в прессе.
  • Журналист имеет право « производить записи, в том числе с использованием средств аудио — и видеотехники, кино — и фотосъемки » (п.6 ч.1 ст. 47 Закона РФ о СМИ ).
  • Журналист имеет право снимать и фотографировать лиц, присутствующих в общественном месте и участвующих в любом общественном мероприятии, в том числе в митинге, сотрудников органов полиции, частных охранных предприятий осуществляющих охрану общественного порядка. Сам процесс фото-, видеосъемки не является нарушением ни права на неприкосновенность частной жизни, ни права на изображение, ни является и разглашением персональных данных лиц, изображенных на снимке. Потенциальным нарушением может быть распространение изображения гражданина без его согласия, если речь идет о крупным плане (портретный снимок) (ст. 152.1 ГК РФ). Такое согласие не требуется если:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, <…> спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях),

  • По требованию гражданина, журналисту следует прекратить съемку частного лица (обычного гражданина, посетителя общественного места) во избежание усиления конфликта и проявления агрессии, что может закончиться применением соответствующих мер как к участнику гражданину (особенно если он участник митинга), так и к журналисту.
  • Основываясь на том, что журналисты, обладающие редакционными удостоверениями и выполняющие поручения редакций, имеют полное право на освещение массовых мероприятий и посещение общественных мест, в том числе и особо охраняемых, и «мест скопления граждан», и митингов вне зависимости от того, «согласованы» они или нет с уполномоченными органами власти, то препятствовать журналисту в осуществлении его профессиональной деятельности является нарушением.
  • В случае с митингом — журналисту следует заранее определиться, в каком статусе он идет на митинг – как гражданин, или как журналист с целью его освещения в СМИ. Это важно, поскольку то, что можно журналисту, не всегда можно участнику. (Например, журналист имеет право освещать в том числе и несогласованный с властями митинг, и выходящие за рамки согласованного формата публичного мероприятия действия участников, в то время как участие в такой акции потенциально наказуемо ).
  • По возможности журналисту, работающему на месте проведения массовой акции, следует иметь опознавательный знак «Пресса» — будь то жилетка с такой надписью, либо бейдж для лучшей идентификации в толпе и обозначения своего статуса. Вопрос будет ли идентификация способствовать выполнению редакционного задания или нет, в конкретных обстоятельствах, журналист может решить самостоятельно.
  • Журналист обязан « предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста » (п.9 ч.1 ст. 49 Закона РФ о СМИ). Документом удостоверяющим личность, является паспорт (лучше иметь с собой заверенную ксерокопию паспорта, что не запрещено и вполне соответствует указанной в паспорте обязанности бережно его хранить). При отсутствии редакционного удостоверения на руках у журналиста в ситуации, когда о подвергается опасности, должно быть письменное редакционное задание за подписью редактора и с печатью редакции СМИ, чтобы удостоверить его полномочия как журналиста.
  • Журналисту следует, как и участникам, во избежание конфликта с органами правопорядка во время проведения публичного мероприятия « соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия » (п.2, ч.3 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Поэтому не стоит лезть на рожон!
  • Любое нарушение профессионального права журналиста (будь то запрет на съемку, удаление из общественного места, причинение вреда редакционному имуществу (фото — видеоаппаратура) требует фиксации. Обязательно по каждому такому факту нужно обращаться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 144 УК РФ).

И в завершение. Журналист – лицо, осуществляющее общественный долг, стоящий на страже общественных интересов, это «глаза» и «уши» нашего общества. Его работа состоит в том, чтобы оперативно сообщить обществу о происходящих текущих событиях. Нарушения их прав на доступ к информации и нормальное осуществление профессиональной деятельности автоматически нарушает права сотен тысяч россиян на получение оперативной информации о происходящих в стране событиях.

Рекомендуем также (для понимания сути происходящего и для собственной безопасности на случай нештатной ситуации) ознакомиться с Правовыми советами участникам митинга.